Поля - Клязьма.
Заброска -выброска.
Заброска. Казанский вокзал. Черустинские электрички: 8-20, 8-37, 9-04 до станции Кривандино. Время в пути 2ч.35мин. От станции до реки ~ 10мин. Удобный стапель за автомостом, много места, рядом магазин. Собираться можно и на другом берегу, пройдя по мосткам.
Выброска. Мы заканчивали маршрут в Собинке, доплыв до автомоста. Байдарки лучше собирать рядом с ним на правом берегу. От антистапеля до автобусной остановки не более двух минут. Рядом с остановкой столовая (в выходные работает до 16-30), есть магазины. Автобус до станции Ундол ходит часто, за проезд с нас кондуктор взяла 34 рубля за всё (6 взрослых, 1 ребёнок, собака и багаж), до Ундола ехать не более 10 минут. До Москвы от станции Ундол придётся добираться с пересадкой в Петушках. Есть одна прямая электричка из Владимира в14-20 (по информации, полученной от местных жителей), которая отправляется со станции Ундол ежедневно приблизительно в 14-50. Местные поезда Владимир-Петушки: 8-30, 15-15, 17-30, 20-20 . Чтобы рассчитать время их прибытия в Ундол, добавьте полчаса. Мы выехали из Ундола в 18-02. До Петушков ехать 40 минут. Через полчаса после прибытия кукушки в Петушки отправлялась электричка до Москвы (Курский вокзал). Время в пути от Петушков до Москвы - два часа.
Лоция. Май 2002.
Лоция составлена экипажем байдарки Таймень-2 под гордым названием "МОНСТРА", с собачкой породы шелти на борту, вызвавшей море споров среди туристов: это карликовый колли или щенок?! Всем привет, с кем мы встречались!
Ходовое время |
Ориентир или вид препятствия, краткое описание |
~15мин. |
Мост. |
40мин. |
Остатки старого моста (торчат только металлические опоры). |
50мин. |
Река входит в леса, много хороших стоянок на обоих берегах. |
1ч.25мин. |
Река выходит из леса, дальше стоянок нет. |
1ч.45мин. |
Русло реки "раздваивается" под углом в 180°. Хорошая стоянка напротив. Нам направо. |
2ч.10мин. |
Деревня Дмитровка на левом берегу. |
2ч.50мин. |
Длинный высокий правый берег с прекрасными местами под стоянки. При нас на нём разместилось 7 групп, нисколько не мешая друг другу. Очень много дров. Рядом проходит лесная дорога. Местных и змей замечено не было. |
3ч.15мин. |
Высокий правый берег. Подряд 4 хороших стоянки. |
3ч.20мин. |
Правый берег. Ещё одна очень симпатичная стояночка под соснами со столом и скамейками. |
3ч.40мин. |
Правый берег. Стоянка. |
3ч.44мин. |
Левый берег. Стоянка. |
3ч.47мин. |
ЛЭП. |
3ч.54мин. |
Правый обрывистый берег. Хорошая стоянка со столом. Высадка затруднена. |
4ч.00мин. |
Правый берег. Стоянка. |
4ч.11мин. |
Правый берег. Хорошие места под стоянки заняты отдыхающими местными. |
4ч.19мин. |
Автодорожный мост плюс опоры старого моста, ЛЭП. |
4ч.26мин. |
Левый берег. Ручей-водопадик. |
4ч.31мин. |
Автомобильный брод. |
4ч.40мин. |
Деревянный мост. Примерно через 40 метров после него реку преграждают бетонные плиты и две трубы, в которые уходит река. На майские есть проходик вплотную к левой трубе.Тут же домики на правом берегу. Деревня Семёновская. |
4ч.49мин. |
Правый берег. Дорога, уходящая в воду. |
4ч.52мин. |
Автомобильный брод, домики на левом берегу. Деревня Гармониха. |
4ч.59мин |
ЛЭП. |
5ч.15мин. |
Высоко над водой поперёк реки жёлтые трубы большого диаметра и непонятного назначения. |
5ч.19мин. |
Раздвоение русла реки, течения почти нет. Налево. |
5ч.23мин. |
Хорошая стоянка на обрывистом песчаном берегу. |
5ч.35мин. |
Железный пешеходный мост, на правом берегу водонапорная башня, корпуса старого пионерлагеря. Через 30 метров остатки моста (деревянные сваи). |
5ч.37мин. |
ЛЭП. |
5ч.41мин. |
По обоим берегам стоянки в сосновом бору. |
5ч.46мин. |
Железнодорожный узкоколейный мост. Проход слева. |
5ч.50мин. |
ЛЭП. Правый берег, замечательные стоянки, но на левом полно местных. Через несколько минут будет много неплохих стоянок на обоих берегах. |
6ч.10мин. |
Многоступенчатый завал. Деревья повалены в шахматном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Проход сложен, но вполне возможен. |
6ч.20мин. |
Левый берег. Ручей. |
6ч.25мин. |
Завал. Многие группы обносят. Проходили у левого берега, высадив матросов, всё равно поскреблись днищем на выходе. |
6ч.55мин. |
Правый берег. Хорошая стоянка. |
7ч.05мин. |
Брод. Правый берег. Три хороших стоянки. Рядом лесная дорога, сосновые посадки. Дрова есть, но за ними надо ходить. Змей нет (в отличие от противоположного берега), на собаке был обнаружен клещ. |
7ч.13мин. |
Правый приток Поли - ручей Воймега. Сразу за ним хорошая стоянка. |
7ч.29мин. |
Завал. Проводка с перетаскиванием гружёных байдарок через брёвна. |
7ч.39мин. |
Завал. Та же история. |
7ч.49мин. |
Пешеходный мост. Перед ним хорошая стоянка на левом берегу. |
7ч.53мин. |
Завал. Перетаскивание гружёных байдарок. |
8ч.16мин. |
Правый берег. Высокие берега со стоянками. |
8ч.31мин |
Правый берег. Шумный ручей. |
8ч.44мин |
Правый берег. Стоянка. |
9ч.09мин |
Завал устрашающего вида. Вблизи оказывается кучей поваленных деревьев у левого берега круто поворачивающей реки. Справа чистый широкий проход. |
9ч.15мин |
Левый берег. Стоянка на высоком обрывистом песчаном берегу. |
9ч.38мин |
Последняя стоянка на реке Поля. Хорошей её не назовёшь. Правый берег. |
9ч.49мин |
Правый берег. Дома-бараки, лодки, машины. |
9ч.53мин |
Впадение Поли в Клязьму. |
14ч.20мин. |
Железнодорожный мост в Собинке. |
P.S: Подробная лоция по Клязьме не была составлена, ввиду того, что мы, адмиральский экипаж, были вынуждены налегать на вёсла и слишком часто вылезать на берег в поисках места для ночёвки. Отследить затраченное время в таких условиях не предоставлялось возможным. |
Впечатления, рекомендации.
Полю я могу смело назвать самой интересной и живописной рекой Подмосковья, на которой мне довелось побывать. Река на всём своём протяжении очень красива и разнообразна в своей красоте: узкая, извилистая Поля в начале маршрута течёт среди лугов, поросших высокой травой; среди болотистых луговин, поросших кустарником; немного расширяясь, весело бежит мимо красивых сосновых лесов с высокими обрывистыми песчаными берегами.
На майские праздники Поля - узкая глубокая постоянно петляющая река с быстрым течением и порой довольно сильными прижимами. Постоянные повороты реки и обилие полузатопленных коряг не дают возможности ослабить внимание. На лесной части маршрута много полуповаленных, склонённых низко над водой деревьев, встречаются завалы. В большую воду они почти все легко проходимы. Нам пришлось обнести всего три завала. "Обносы" были осуществлены путём простого перетаскивания гружёных байд через преграждающие путь брёвна.
Поля - малонаселённая река, однако, вблизи деревень на обоих берегах много отдыхающих на машинах и рыбаков. Что, впрочем, не особо напрягает, ибо эти участки довольно быстро кончаются, а местное население не проявляет к туристам ни малейшего интереса.
Вода в Поле вполне пригодна для питья, имеет характерный красноватый торфяной цвет. Можно набирать воду в ручьях или деревнях (см. лоцию), но на мой взгляд, таскание с собой большого числа объёмных канистр (мы встретили пару подобных групп) в данном случае не оправдано. Печально известный приток Поли - Воймега, протекающий мимо Рошальского химкомбината, был чист, как и вся Поля. Местные рыбаки с удовольствием ловят рыбку в месте его впадения в Полю. На всём протяжении маршрута мы не увидели ни одной дохлой рыбёшки, зато водный путь нам постоянно пересекали симпатичные ужики. На удочку наш малолетний рыболов поймал несколько мальков, а более опытному - Максу посчастливилось заблеснить щурёнка.
Про Клязьму, по которой проходит завершающая часть маршрута, ничего хорошего сказать не могу. Вода в реке ужасно грязная, при гребке не видны нижние 2/3 погружённой в воду лопасти, зато на верхней трети прекрасно видна бурая взвесь. По реке периодически проплывают моторки, внося свою лепту в виде радужных разводов на воде. Сколько раз мы пожалели, что не взяли с собой фильтр-кувшин! Впадающих в Клязьму ручьёв нам найти не удалось кроме одного. О его существовании мы узнали от местных рыбаков, ручей с воды практически не заметен. Берега Клязьмы сплошь поросли кустарником или (что значительно реже) дубравами с высокой травой. Встречаются иногда и смешанные лиственные леса, поросшие густым подлеском. Берега обрывисты на всём протяжении реки, подхода к воде нет. С дровами тоже большая напряжёнка. А посему, как вы наверно уже догадались, рассчитывать на более-менее приличную стоянку на Клязьме не стоит. Лучше заночевав в Поле, на следущий день, совершив короткий переход, уехать из Копнино. Из этой деревни ходит автобус до Ундола несколько раз в день (более точными данными не располагаю). Если же в ваши планы входит более длительный маршрут, то советую, опять же заночевав в нижнем течении Поли, на следущий день пройти почти весь маршрут по Клязьме, сделав ещё одну ночёвку в хороших сосновых лесах на правом берегу реки после базы отдыха за деревней Крутояк, или же пройти всю Клязьму до Собинки, откуда можно уехать автобусом до ж/д станции Ундол.